• Язык: Укр | рус
RSS  |  Вход: Вход в Молодой Буковинец Вход через ВКонтакте
Главная Частные объявления Туры с Черновцов Бизнесс каталог Блоги Досье Досьє - відомі люди Чернівців Афиша Фото Видео
  » Украина | » Мир | » Новости Черновцов | » Политика | » Экономика, бизнес | » Культура, шоу-бизнес | » Спорт | » ЧП, Криминал | » Жизнь

Белая Криница - мир, что исчезает (ФОТО)

Белая Криница расположена на самой границе Украины и Румынии. Свое название село получило благодаря известняковым породам, которые окрашивали воду в колодцах в белый цвет. С конца XVIII века и до наших дней Белая Криница остается центром русской старообрядческой церкви и святой земли для всех староверов. Едем в поселение с туристами узкой, гравийной дорогой, над которой нависают ветви с краснобокими яблоками и синими сливами. Скромные деревянные и глиняные домики иногда пустуют, огороды и сады заросли сорняками. На улице не видно ни одного человека.

Собор охраняется государством ... УССР

Среди этого забвения всплывают издалека удивительные бани Успенского собора, который поражает своей красотой. Он похож на храм Василия Блаженного в Москве. Стены выложены из бирюзового глазурованного кирпича, колокольня покрыта цветной черепицей. Каменная ограда с бойницами напоминает крепостные стены. Собор был построен в 1901-1908 годах на средства супругов московских купцов Овсянниковых в честь их рано умершего сына Александра. Потратили фантастическую по тем временам сумму - 500 000 рублей золотом. Материалы привозили из Москвы, в частности гранитные детали, литье, поливной кирпич, мозаику. Из России также привезли резной позолоченный иконостас, деревянные иконы работы владимирских и новгородских мастеров.

Белая Криница - мир, что исчезает (ФОТО)

Перед аркой висят выцветшие от времени правила поведения для посетителей собора. Женщинам запрещается заходить сюда без платка на голове, в мини-юбках, брюках и шортах, в критические дни, прикладываться к иконам с косметикой на лице. Мужчинам нельзя заходить в рубашках с короткими рукавами, в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. На дверях прибита металлическая табличка, собор старообрядцев охраняется государством ... УССР. То есть государством, которой не существует уже 24 года. За это время новая украинская власть даже не смогла поменять табличку. Получается, что никто из нынешних чиновников не отвечает за памятник национального значения и не занимается ее состоянием.

«Из тысячи старообрядцев осталось 153»

Заходим внутрь - и словно попадаем на сотни лет назад. Вытертые от давности иконы, подсвечники, рояль ... С потолка свисает большая ажурная лампа. «Все здесь дышит святостью» , - шепчет женщина возле меня. Иконостас заступает деревянная леса, на которой работают несколько человек. К нам подходит священник в черной рясе, с длинной седой бородой.

Белая Криница - мир, что исчезает (ФОТО)

Ремонтируем собор собственными силами. Один добрый верующий человек помогает материалами. Хотя нашей церкви не очень помогают, крутые джипы сюда не заезжают. И власть нами не интересуется. Пожертвования поступают от обычных людей. В этом мире, где мы временные гости, главное не богатство, а душа и добрые дела, - говорит отец Владимир на литературном украинском языке. - Я служу в епархии в Киеве, которая находится как раз на том месте, где князь Владимир когда крестил Киевскую Русь. Окончил Львовский полиграфический институт. А потом пошел в староверов, рукополагал в священники.

Белая Криница - мир, что исчезает (ФОТО)

Чем ваша вера отличается от других православных? - спрашиваем.

- Мы отправляем Богослужение по старинным старославянским книгами. Крестимся двумя перстами, потому что не была распятая Пресвятая Троица, а только Иисус Христос. Во время богослужения, которое длится 4:00, поем не по нотам, а по ворон - как пчелы гудят в улье. Все стоят, скамеек нет. Только кланяемся, на колени не становимся, объясняет отец Владимир. - На крестных ходах ходим по солнцу, а не против него. Потому по Евангелию Христос - это солнце, и мы идем за ним, а не навстречу ему, потому что так можно и разминуться. Во время крещения ребенка трижды погружая в воду с головой, а не обливаем ее, как это делают в других церквях. Обряд венчания проводим только с теми молодыми людьми, которые принимают нашу веру и крещение с троекратным погружением.

- Все иконы в соборе - очень старинные, ручной работы, написанные на дубе и липе, - показывает священник. - И все, что здесь находится, имеет 100 и более лет. К советской власти в Белой Кринице проживало до тысячи старообрядцев. Сейчас, по официальной статистике, осталось 153-ое. Многие уже умерли, молодежь уехала, потому что нет работы. Но все придерживаются старообрядческих традиций. Когда-то в этом селе было 20 церквей, из которых в настоящее время осталось только три. Коммунисты разобрали религиозные сооружения, а из этого кирпича построили райком партии в Герце и баню. В нашем соборе сделали колхозный склад для минудобрений, иконы покидали на грузовик и вывезли. Найти удалось мало.

В конце 1980-х годов прошлого века храм вернули старообрядцам. Академик Дмитрий Лихачев и Раиса Горбачева обещали отреставрировать его. Но Горбачева сняли, пришел Ельцин - и на этом все закончилось.

В настоящее время на восстановление Успенского собора нужны десятки миллионов гривен. В прихожан таких денег нет. Нет их ни в сельском, ни в районном бюджетах. А область и государство не спешат помогать.

« Живем скромно, по Божьим законам »

79-летняя госпожа Анна - в темном платье, голова повязана платком - живет через дорогу от собора. Женщина приглашает нас на свой двор, выносит из дома большой альбом, на обложке надпись на старославянском.

- Его передала мне на хранение моя бабушка Поликсения, которая служила игуменьей в женском монастыре. Он находился вот там неподалеку, - показывает женщина рукой. - А в этом доме когда-то жили монахини, по которым я ухаживала девушкой. В 1950 году женский монастырь закрыли. Монашки уехали, оставив мне дом. С тех пор живу в нем. А этот альбом подарила нашему митрополиту Афанасию совет всероссийского съезда старообрядцев, который проходил в Белой Кринице. Здесь есть редкие старые фотографии. Вот строительство Успенского собора. А это митрополит Афанасий с монахами мужского монастыря, который также был когда-то в нашем селе. В нем была собрана большая библиотека, переписывались редкие книги, находился архив митрополии. На территории монастыря располагались Покровский собор, храм святого Николая, митрополичьи палаты, двухэтажный братский дом. При советской власти все разрушили и построили на этом месте пограничную заставу. В нашем селе все -старообрядци. Мы живем скромно, по Божьим законам. У нас нет хором, мы не гоняемся за богатством и деньгами. Едим то, что Господь пошлет. Вот привезли мне дров на зиму - и я счастлива. Будет в доме тепло.

Недалеко от собора стоит еще одна уникальная постройка - каменное-деревянная церковь Козьмы и Демьяна. Она также охраняется « государством УССР » , о чем свидетельствует табличка на дверях. Все здесь дышит стариной: образы, подсвечники, лампадки, лампы. Сохранился большой - до потолка иконостас с девятью рядами старообрядческих икон.

Маленькая ростом 82-летняя Татьяна в церкви и за уборщицу, и сторожа. « Это первый храм, который построили в Белой Кринице, - рассказывает женщина тягучей русском, будто поет. - Часть здания удалось отремонтировать, а на остальные не хватило денег. Стены сыплются, крыша протекает. Люди, которые приезжают сюда на экскурсию, дают небольшие пожертвования. Молятся вот к этой иконе Козьмы и Демьяна за здоровье, просят мира для Украины. Многие старые икон пропало, ибо церковь не охраняется. Украли два старинных Евангелия и две серебряные чаши. В нашем селе нет ни школы, ни магазина. Хлеб привозят дважды в неделю. Людей мало в селе осталось, в основном пожилые. В прошлом месяце трех похоронили.

На прощание Татьяна занимает нас и просит приезжать еще. Старушка стоит у дверей храма и еще долго машет нам рукой.
- для нас это экзотика. А для этих людей - повседневную жизнь с их верой и борьбой за сохранение своих традиций и храмов. Жаль, если этот чистый мир пропадет, - грустно заметила одна из туристов из Киева.

Из истории Белой Кринице

Поселение было основано 22 семьями российских старообрядцев-липован. Называли их так потому, что они носили лапти, сплетенные из липовой коры. Липоване сохранили верность старой православной церкви после раскола в XVII веке, спровоцированного патриархом Никоном. В 1783 году австрийский император Иосиф ИИ позволил беженцам-липоване заселиться в опустошенных селах Тернавка и Варница, на месте которых и возникла Белая Криница. Австро-венгерские власти относилась к староверов достаточно толерантно, потому что они были хорошими хозяевами, не употребляли водки. Их освободили от налогов на 20 лет, на 50 лет - от военной службы. За небольшую плату переселенцы получили землю и были освобождены от барщины.

В помещении Успенского храма происходило два вселенские соборы русской православной старообрядческой церкви: в 1996 и 2006 годах.

В 1988 году в Белой Кринице был создан музей старообрядчества, но в 1996-м его закрыли в связи с сокращением расходов бюджета.

старообрядцы были певец Шаляпин, театральный режиссер Станиславский, меценаты Морозовы, Третьяковы, Мамонтовы, Строгановы, Рябушинские. О жизни старообрядцев в Белой Кринице писали Толстой, В. Короленко, А. Герцен.
5-09-2015, 15:21

Новости партнеров
Погода, Новости, загрузка...
ФОТОРЕПОРТАЖ Посмотреть все фоторепортажи